Курс 4 – “Сочинение музыки на домашней студии”
Если Вы получили музыкальное образование и не знаете что с ним делать (кроме преподавания в школах и работы исполнителем на различных сценах..), то я Вам подскажу! Обучу аранжировке, написанию музыки на компьютере, включая все необходимые программы, звуки, инструменты. Cubase, Nuendo и т.д...
Сочинение музыки - это увлекательный творческий процесс, которым может овладеть каждый!
Композиция – система сложившихся закономерностей создания формы и гармонии, при совмещении которых появляются жанр и стиль. Термин «композиция» происходит от лат. сompositio , что означает «составление, связывание, сложение, соединение».
Принято думать, что композицией занимаются личности, обладающие ярко выраженным даром создания музыки. Но это по сути ошибочное представление: с самого начала любая личность обладает различными творческими способностями, которые совершенствуются с помощью специальных упражнений.
Вспомним, к примеру, что в 17 – 19 вв. в семьях, где осуществлялась традиция обучать детей музыке, их обязательно приобщали к основам композиции. В результате благодаря этим традициям многие из них стали впоследствии всемирно известными композиторами (Скарлатти, Гендель, Равель и др.).
Освоив композицию, Вы получите способность сочинять музыку в любом стиле и жанре для разных музыкальных инструментов, создавать аранжировку своих собственных произведений, а также произведений дюбых других авторов.
Методика обучения искусству музыкальной композиции
Моя методика обучения композиции, главная цель которой – свободное владение средствами музыкального языка, рассчитана на профессиональных музыкантов и любителей разного возраста и музыкального уровня. Кроме того, она позволит вам подготовиться к поступлению в различные музыкальные учебные заведения.
Главная особенность данной методики в том, что с самого начала вы играете и импровизируете на инструменте, который заете и который Вам близок, а не пратикуетесь в правописании отдельных нот или изучении теоретических вопросов.
Все занятия выстроены таким образом, что с теорией ученик знакомится, исходя из собственного исполнительского и сочинительского опыта, что гораздо более продуктивно и экономит массу времени и сил, исключая разрывы между теорией и практикой, возникающие при раздельном изучении этих дисциплин. Ученикам, видящим себя в дальнейшем как профессионалов, я обязательно предложу знания и умения, необходимые для более широкого и всеобъемлющего проникновения в мир музыки, импровизации и композиторства – это владение фортепиано и вокалом в пределах, необходимых для любого профессионального музыканта. Знакомсто в этими предметами в комплексе принесет гораздо более ощутимый результат, чем изучение их по отдельности.
В процессе изучения фортепиано вам предоставится возможность освоить музыкальную грамоту, гармонию, инструментовку, аранжировку. Пение помогает проанализировать мелодическую сторону музыки, развивает слух и предслышание (внутренний слух) у музыканта. В результате вы сможете петь под аккомпаниемент собственного инструмента, свободно подбирать по слуху, транспонировать любые произведения в удобную вам тональность.
Сочиняем музыку
Уроки написания музыки (уроки музыкальной композиции) нужны вам, если:
1) вы сочиняете музыку, но не имеете возможности записать на ноты ваши композиции;
2) вы легко придумываете мелодии для песен, но не можете подобрать аккомпанемент (гармонию) к ним;
3) у вас есть мечта освоить инструментальную и (или) вокальную импровизацию;
4) вам необходимо освоить все приемы и правила грамотной аранжировки;
5) вы мечтаете научиться сочинению музыки в различных музыкальных стилях, в том числе сочинение музыки для кино, эстрады;
6) в вашей игре на музыкальном инструменте не хватает свободы и раскрепощенности и вы хотите это измменить;
7) вы намереваетесь максимально серьезно изучать музыку, музыкальное искусство;
8) вы ощущаете необходимость глубинного понимания причин и законов возникнвения и существования музыки в нашем мире.
Уроки сочинения музыки (уроки композиции) важны не только для тех, кто собирается сочинять музыку профессионально, но и тем, кто занимается музыкой как любитель, для себя. Приобрести умение сочинять музыку – это то же самое, что научиться говорить и писать на том языке, который вы поставили целью изучить.
Сочинение любой музыкальной темы или композиции предваряется появлением в голове у композитора некоей ощущаемой идеи, мысли или формулы Это может быть образ, интонация или четкая программа, которую хочется воплотить в звуке. Конечно же нельзя говорить о том, что у всех это происходит одинаково. У кого-то сразу появляется мелодия, которую можно напеть, наиграть, записать, кто-то сочиняет сразу гармоническую сетку, у кого-то мысль переходит в цельный музыкальный материал одновременно, мелодия и гармония существуют неразделимо.
Хотелось бы отметить, что не случайно есть музыка популярная, нравящаяся большей части разных людей. Как правило, эта музыка написана по всем законам гармонии, учитывая и используя основные правила музыкального языка.
Если вы музицыруете исключительно для себя, играете на гитаре или поете, понимание законов гармонии, музыкальной композиции только укрепят ваши знания, сделав их более насыщенными и объемными.
Импровизируем вокалом и на инструменте.
Импровизация вокальная или инструментальная строится на владении теорией музыки, на знании гармонии и на способности их применять. Для достижении успехов в искусстве импровизации крайне важно много времени уделять развитию слуха, практическому освоению мелодических и гармонических оборотов и последовательностей. По большому счету искусство импровизации основывается на применении и чередовании средств аранжировки и музыкальной композиции.
Уроки сольфеджио и фортепиано для композиторов.
Основные составляющие композитора – это слух и мысль. Если вы ставите своей целью сочинять отличную музыку и писать превосходные аранжировки, вам будет мало абстрактных знаний в области гармонии и композиции музыкальных творений. Весьма принципиально практическое освоение материала, важно, чтобы вы четко осознавали, что вы слышите своим внутренним слухом. Именно для этого и существуют практические упражнения на уроках сольфеджио и уроках игры на фортепиано.
На нашем уроке фортепиано по комплексному методу обучения музыке вы также будете проходить и основы гармонии, и музыкальную грамоту, и основы импровизации, и аккомпанемент, и аранжировку, и анализ музыки на примере тех произведений, которые вы изучаете по нотам или подбираете по слуху.
Если вы никогда прежде не занимались музыкой, то, перед тем как идти на урок сочинения музыки, вам стоит поглубже освоить сольфеджио и общее фортепиано.
Если кто-то скажет вам, что импровизация - это слишком сложно, это дано только избранным, или это просто не нужно музыканту, если он и так умеет играть по нотам и виртуозно исполняет музыку – не верьте.
Вот что на самом деле:
1) ничего сложного - просто необходимо получить определенные знания и попрактиковать в их применении,
2) научиться импровизации может без исключения любой человек,
3) если вы позиционируете себя как профессионального музыканта - вы просто обязаны уметь импровизировать в любом стиле!
Не забывайте, что импровизация бывает не только джазовая, она может быть создана и исполнена в любом музыкальном стиле от классики до авангарда.
Обладающий способностью к импровизации (а следовательно, и композиции) - обладает и распоряжается самой сущностью музыки, мелодического искусства. Способность фантазировать предоставляет возможность независимого самовыражения с поддержкой мелодического инструмента либо голоса!
Составляющие урока сочинения музыки
Музыкальная композиция изучается с помощью инструмента фортепиано (иногда гитары) и,впоследствии, с помощью компьютерного софта. Соответственно, если у вас есть желание научиться сочинять музыку, вам необходимо освоить музыкальную грамоту и основы общего фортепиано.
На уроке музыкальной композиции мы свами будем исследовать: произведения композиторов различных эпох и стилей, гармонию, полифонию, музыкальную композицию, импровизацию, сочинение музыки для радио, кино и телевидения (медиа формат), аранжировку, аккомпанемент, инструментовку, компьютерные программы, предназначенные для сочинения музыки, создания аранжировок, и т.д.
Уроки сочинения музыки проходят в форме индивидуальных и (возможно) групповых занятий. Продолжительность урока музыкальной композиции – 60 минут. По желанию, вы можете брать 90 минут или 120 минут занятия. В зависимости от цели обучения программа уроков будет подобрана для вас индивидуально! Стоимость уроков вы можете посмотреть, качав прайс-лист с сайта. Внимание! С музыкальной грамотой (написание музыкального текста и его прочтение) вы знакомитесь на уроке сольфеджио и на уроке общего фортепиано.
Импровизация на инструменте
Инструментальная импровизация - это импровизация на каком-либо инструменте: фортепиано/синтезатор/орган, саксофон, акустическая гитара, электрогитара, кларнет, контрабас, ударные и т.д. Чтобы научиться инструментальной импровизации надо не только в отлично владеть техникой игры на вашем инструменте, но и знать законы гармонии и композиции, и постоянно осваивать их практическое воплощение. Обычно основы гармонии и композиции изучаются с помощью инструмента фортепиано (рояль, пианино, синтезатор), так как этот инструмент универсален из-за большого диапазона и удобства игры. В то же время совершенствовать свое мастерство в импровизации следует на инструменте, к которому вы привыкли и на котором собираетесь импровизировать профессионально.
Импровизация вокалом
Вокальная импровизация - это импровизация, осуществляемая с помощью голоса. Исполнитель, обладающий вокальной импровизацией, изначально владеет всеми основами импровизации инструментальной. По сути голос любого вокалиста – это его инструмент и он пользуется им как инструментом, подражая то трубе, то саксафону, то ударной группе и т.п. Разумееися, не зная принципов импровизации, то есть законов гармонии, невозможна профессиональная вокальная импровизация. Конечно же есть исполнители, которые импровизируют "по слуху и чувству". Итак, существует истина, заключенная в том, что для нормального общения профессиональных музыкантов музыки нужно знание законов гармонии, музыкальной композиции и,конечно же, импровизации.
Учимся аранжировке
Различные стили в музыке подразумевают разные гармонические, ритмические и мелодические фразы, форму произведения, характерные конкретно для данного стиля.
Именно из-за этих особенностей мы отличаем на слух одно музыкальное направление и жанр от другого. Ну, а композитор, который мечтает сочинить музыкальное произведение определенного жанра и стиля, обязан опираться на характерные для этого особенности музыкального языка. Конечно же здесь речь идет об аранжировке в общем ее понимании. Смысл в том, что один и тот же гармонический и мелодический оборот можно подать в различных стилях и жанрах, в зависимости от средств, используемых в аранжировке.
Сложно ли создать аранжировку?
Чтобы создать аранжировку песни или инструментальной пьесы, вам необходимо овладеть закоами гармонии и знать фактурные и ритмические рисунки, благодаря которым произведению придается тот или иной характер, черты того или иного музыкального стиля.
В зависимости от применяемого типа аранжировки можно кардинально поменять окраску произведения, вплоть до полностью противоположного оригиналу. Вот что мы можем изменить в нашей аранжировке относительно оригинала: темп, ритм, размер, основную тональность, инструментовку, фактурное изложение музыкального материала, форму (не сильно), тональный план (в соответствии с изменениями формы), усложнить или упростить гармонии, не меняя при этом самой гармонической сетки, усложнить или упростить мелодию.
Как же сделать так, чтобы изначально произведение осталось узнаваемым в совершенно новой аранжировке? Нужно сохранить функциональную гармонию (не набор аккордов, а именно гармонические функции в широком понимании) и характерное неповториемое движение мелодии (ее суть, без мелизмов и технических украшений).
Предваряя занятия по созданию аранжировок музыкальных композиций с помощью компьютерных программ, следует научиться этому на «клавире» (фортепиано) или на другом музыкальном инструменте (у меня – на гитаре).
Так вот, опять об импровизации... Теперь становится понятным, что импровизация строится на использовании и чередовании средств аранжировки и музыкальной композиции.
Но вернемся к аранжировке.))
Аранжировка – это еще и инструментовка музыкальных произведений
Разные инструменты имеют свои характерные черты: это и тембр, и диапазон, и особенности написания нот для них (если мы хотим продуктивно общаться с музыкантами, приглашенными на запись вашего проекта).
Поэтому существует специальный раздел обучения музыкальной композиции – инструментовка.
Инструментовка (оркестровка) представляет собой распределение и написание для различных голосов (инструментов) готового нотного текста вашей музыки с учетом индивидуальных особенностей каждого инструмента (голоса). Как правило, композитор пишет оригинальный текст для клавира (фортепиано), который потом расписывается по голосам оркестра или голосам хора.
Обычно принято так, что «мастер» (композитор) пишет свои произведения в оригинале для голоса с фортепиано, ну а после переделывает его сам для оркестра, или, если это делает кто-то другой, то применяемый в этом случае метод называется оркестровкой, а сам новый вариант произведения – обработкой.
Ну, это не главное...
Если у вас нет музыкального образования - не беда. Существует множество программ и методик, с помощью которых можно записывать и сводить вполне профессиональные произведения. Главное, научиться грамотно владеть ими. И эти секреты я обязательно для вас раскрою на занятиях.
Закрыть
...и читать дальше.
Текст под спойлером!!! |
|
<
Если Вы получили музыкальное образование и
не знаете что с ним делать (кроме преподавания в школах и работы на различных сценах..), то я Вам подскажу!
Обучу аранжировке, написанию музыки на компьютере, включая все необходимые
программы, звуки, инструменты. Cubase, Nuendo i td..
Если же у вас нет муз. образования - не беда. Существует множество программ
и методик, с помощью которых можно записывать и сводить вполне профессиональные
произведения. |